В 1969-м году ухудшившиеся отношения между СССР и Китайской Народной Республикой дошли до крайней точки кипения. И вылились в приграничный конфликт за остров Даманский, завершившийся сотнями жертв с обеих сторон.
Хотя еще десятилетием ранее КНР и СССР казались дружнейшими братьями по соцлагерю, дружно вместе шагающими к победе коммунизма.
Еще в 1950-е мы были друзьями навек
Однако личные разногласия между председателем Мао и советским послесталинским руководством привели к такому вот расколу в стане строителей коммунистического будущего.
Однако почему же тогда в марте 1969-го между Советским Союзом и социалистическим Китаем все же не началась большая война? Давайте попробуем детально разобрать на канале Этнобаза.
Карта конфликта за остров Даманский
На самом деле, все предпосылки к большой советско-китайской войне на тот момент имелись. СССР уже летом 1969-го срочно начал перебрасывать крупные войска из Европейской части на Дальний Восток.
Однако имелось немало препятствий для боевых действий с обеих сторон.
Так, китайцы, хотя и имели численное преимущество живой силой, отлично понимали, что их Народно-освободительная армия (НОАК) значительно уступает в опыте и технологиях советским вооруженным силам. Особенно по части авиации.
Китайцы великолепно осознавали — решительное наступление регулярных частей Советской армии никаким самым идейным хунвейбинам никаким числом просто не остановить.
Да, Мао Цзедун на тот момент располагал атомной бомбой. Однако надежных средств доставки ядерного оружия на дальние расстояния китайцы еще не имели. Следовательно зацепить крупные промышленные центры СССР просто не могли. В то время как советские РВСН с бомбардировщиками дальней авиации легко могли б накрыть и Пекин, и другие большие китайские города.
Леонид Ильич явно рассматривал перспективы новой Манчьжурской операции
В генштабе Советской армии отлично понимали: наша армия в принципе сможет повторить Маньчжурскую операцию августа 1945-го и захватить северный Китай даже с Пекином. НОАК явно готовилась отступать вглубь своей страны.
Однако капитулировал бы после того поражения сам Мао? Наверняка ведь пришлось бы нашим солдатам оккупировать чуть ли не весь огромный Китай — а такое еще никому в мире в новое время не удавалось… Японцы в 1930-е-1940-е пробовали, да надорвались…
Непонятно было б и что делать Советскому Союзу с огромными разоренными китайскими территориями, что пришлось бы оккупировать в случае победы.
Мао понимал — войны с СССР ему не выиграть
Существовало в Москве определенное опасение и вмешательства США — со стороны Китая. Если не прямое, то оружием — в поддержку красных партизан Мао. В любом случае, Советский Союз бы значительно ослаб бы и в восточной Европе, перед войсками НАТО.
В СССР не хотели также и начинать войну против социалистического государства — такой шаг мог бы нанести колоссальный удар по престижу всего соцлагеря и всей идее марксизма-ленинизма. Два строителя коммунизма и вдруг между собой воюют! Пали бы прежде времени сами столпы идеи стран народной демократии!
Остров Даманский на реке Уссури, где могла б начаться большая война между крупнейшими соцстранами
В любом случае война между Советами и Китаем должна была получиться заведомо крупная, страшная, с огромными потерями для обоих сторон. И без явных победителей в конечном итоге.
Потому ни КНР, ни СССР на дальнейшую крупную военную эскалацию мудро не решились, списав произошедшее в марте 1969-го у Даманского на мелкие пограничные разногласия. И слава Богу!
Добавим и что для советско-китайской войны не было одной очень важной причины — а именно, экономической. Конфликт строился лишь на взаимной неприязни руководства двух стран.
А вот прямой конкуренции между СССР и Китаем в той же промышленности или торговле не было. Что также позволило избежать в 1969-м году большой беды.