А.А. Брагин: «В.И. Ленин — самый человечный человек»

На данную тему мне уже приходилось выступать в первой половине 80-х годов в составе ученической лекторской группы при нашем школьном музее в городе Барнауле. Я тогда был учеником 7 или 8 класса, мне поручили провести беседы о Ленине перед начальными классами.

Из дидактического материала была карта «По ленинским местам» и красочно проиллюстрированные книжки про Ленина. Я отлично помню, что дети с удовольствием слушали, им было интересно. Мне и самому было интересно выступать в роли учителя. 

Собственно, с того школьного поручение у меня возник интерес к личности Ленина. Всю художественную литературу про него прочитал. Все художественные фильмы про него посмотрел. Был в ленинских музеях в Шушенском, в Москве, в Ленинграде, в Ульяновске.  

Как рушили табу?

 На основании личных наблюдений, смею утверждать, что в начале 80-х годов в ученической среде, а во второй половине 80-х – в студенческой и армейской среде к Ленину было только положительное отношение.

Про Брежнева политические анекдоты пересказывали, но чтобы анекдоты про Ленина – я такого никогда ни от кого не слышал. Считаю, что советская пропаганда в этом вопросе даже преуспела:  положительный образ Ленина в обществе никем не ставился под сомнение. Нас воспитывали в уважении к Владимиру Ильичу Ленину, начиная с детского сада и школьной парты.

Много было издано книг про Ленина, причем для всех возрастов. Хочу напомнить, какие были в СССР замечательные художественные фильмы про Владимира Ильича. По российским телеканалам сейчас часто показывают советское кино. Но кино про Ленина не демонстрируют. Думается, что это неслучайно. У нас на сайте РУСО все фильмы про вождя мирового пролетариата выложены. Можете использовать в пропагандистской работе.

Я полагаю, что эти настроения в обществе западные идеологи и их агенты внутри СССР учитывали. Поэтому с середины 80-х годов они  «Лениным били по Сталину», но самого Ильича они не решались тронуть.

В конце 80-х годов западная агентура в СССР провела следующую спецоперацию в рамках психологической войны. В «Комсомольской правде» появилась небольшая заметка и соответствующие фото об участии советских девушек в съемках в Америке для порнографического журнала «Плейбой». На одной из фотографий была обнаженная девушка рядом с огромным портретом Ленина. В последующих нескольких номерах «Комсомолки» началась дискуссия: допустимо ли размещать такие фотографии? Кощунство это или нет?

Примерно в то же время у нас в Сибири, на местном телеканале, показали сюжет про вандалов, которые облили черной краской барельеф Ленина. И тоже началось обсуждение.

Через несколько лет я прочитал комментарий одного психолога. Он объяснял, что так рушили табу. Табу – это то, что должно приниматься всем обществом без обсуждения.  Нельзя и все! А тут, оказывается, есть место для дискуссии, плюрализм мнений. Но стоит начать рушить табу —  рушится общество. Собственно, чего они и добивались.

Кстати, вот из этого не все извлекли урок. Порой даже в нашей агитации встречается весьма сомнительное «наскальное творчество». То Маркса нарисуют в джинсах и кожаной куртке, то Ленин кому-то фигу показывает, а Сталин представлен в образе терминатора. Объясняют такое сомнительное «творчество» попытками осовременить образы советских вождей, но, по моему мнению, в нашей агитации подобные вольности  не допустимы.

Сильная воля и настойчивость

Какие качества личности Ленина позволили ему стать вождем мирового пролетариата?

Первое качество отметим у Ленина  – это сильная воля и настойчивость. Если Ленин ставит перед собой задачу – он уже с этого пути никогда не свернет. Причем, это качество проявилось у пролетарского вождя в самые ранние годы. Сохранились воспоминания младшего брата – Дмитрия Ильича Ульянова «Случай с купцом Арефьевым».

Было лето 1892 года.  Владимиру Ильичу 22 года, он работает помощником присяжного поверенного. Дело происходило на Волге в Сызрани. В то время в Сызрани переправу через Волгу монопольно арендовал богатый купец Арефьев. У него был небольшой пароходик с баржей, на которых перевозились и люди, и лошади, и повозки. Купец запрещал лодочникам заниматься переправой, ревниво оберегая свои монопольные права. Поэтому каждый раз, когда лодочник набирал пассажиров, его лодку по распоряжению Арефьева нагонял пароходик и отвозил всех обратно. Это было самоуправство, но купцу все сходило с рук.

До тех пор пока его пути не сошлись с Владимиром Ильичем. Владимир Ульянов не хотелось ждать перевоза, и он пошел договариваться с лодочниками. Они не соглашались везти, боясь купца и заявляя, что все равно он воротит их обратно. Однако Владимиру Ильичу удалось-таки уговорить одного из них поехать.

Действительно, лодку вернули. Но Владимир Ильич тут же записал всех участников задержания, фамилии свидетелей, лодочника. Дело рассматривали в суде в другом городе. Два раза дело отложили по формальному поводу. Судя по всему, не обошлось без влияния Арефьева.  Как и сегодня, тогда тоже в судах все решали деньги.  

Арефьеву и его защитникам казалось, что бросит же наконец этот беспокойный человек ездить за сотню верст без всякой для себя выгоды, без всякой пользы с их точки зрения. Не знали они, что этот человек не меряется обычной меркой, доступной их пониманию, что, чем больше препятствий встречает он на своем пути, тем тверже и непреклоннее становится его решение.

На третий разбор дел Владимир Ильич получил повестку уже зимой, в конце 1892 года. Дмитрий Ильич вспоминал, как мать всячески уговаривала брата не ехать:

—     Брось ты этого купца, они опять отложат дело, и ты напрасно проездишь, только мучить себя будешь. Кроме того, имей в виду, они там злы на тебя.

—     Нет, раз я уж начал дело, должен довести его до конца. На этот раз им не удастся еще оттягивать.

Действительно, в третий раз земскому начальнику не удалось отложить решение дела: он и защитник Арефьева встретили во Владимире Ильиче серьезного противника, хорошо подготовившегося к предстоявшему бою, и земский начальник волей-неволей вынужден был согласно закону вынести приговор: месяц тюрьмы. Купец Арефьев просидел месяц в арестном доме. Как ни крутился, а не ушел. Позор для него, весь город знал, а на пристани еще долго обсуждали эту историю.

Другой пример. Сталин вспоминал поведение Ленина на съезде партии в 1906 году в Стокгольме. Известно, что на этом съезде большевики остались в меньшинстве, потерпели поражение. «Я впервые видел тогда Ленина в роли побежденного. Он ни на йоту не походил на тех вождей, которые хныкают и унывают после поражения, — пишет Сталин. — Наоборот, поражение превратило Ленина в сгусток энергии, вдохновляющий своих сторонников к новым боям, к будущей победе. В речах некоторых делегатов сквозили усталость, уныние. Помнится, как Ленин в ответ на такие речи сказал: “Не хныкайте, товарищи, мы наверняка победим, ибо мы правы”. Партийному и государственному деятелю, говорил Ленин, должна быть присуща «способность самым хладнокровным и трезвым образом соображать, взвешивать, проверять».

Вера в творчество масс

Организаторская сила Ленина основывалась на его связи с массами. В.И. Ленин высоко ценил практический опыт масс, видел в нем сосредоточение коллективного разума народа. «Я не знаю другого революционера, который так глубоко верил бы в творческие силы пролетариата и в революционную целесообразность его классового инстинкта, как Ленин» (Сталин). Не Ленин придумал Советы. Их придумали ивановские рабочие. Но заслуга Ленина в том, что он увидел здравое зерно в этом творчестве народных масс. А в дальнейшем он пришел к такому выводу. «Если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, то пролетарская революция была бы в России делом безнадежным» (Ленин).

«Вера в творческие силы масс – это та самая особенность в деятельности Ленина, которая давала ему возможность осмыслить стихию и направлять ее движение в русло пролетарской революции» (Сталин).

В.И. Ленин постоянно заботился о вовлечении масс в историческое творчество

У Ленина был особый стиль руководства. Он смотрел на людей не как на винтики, которые обязаны бездумно выполнять команду начальства. Правильное руководство, учил он, невозможно без умения «шире и глубже втягивать рабочий класс и трудящиеся массы во все строительство». Деятельность Ленина – пример того, как надо работать в массах. Он был связан с ними тысячами нитей.

Многочисленные рабочие делегации, крестьянские ходоки, люди всех национальностей и профессий обращались к нему со своими вопросами, предложениями, думами и чаяниями. Тысячи фактов, полученных им в общении с массами, он тщательно взвешивал и обобщал. Ленин умел пробуждать и направлять творческую инициативу масс.

Коллективность в решении основных вопросов политики и практики

Важнейшая черта ленинского стиля – коллективность в решении основных вопросов политики и практики. Обладая величайшим авторитетом и безграничным доверием партии, Ленин не допускал единоличного решения принципиальных вопросов, минуя коллективные органы. Сохранились воспоминания, как Ленин проводил совещания. Он не давил своим авторитетом. Он всегда давал возможность высказать различные мнения, сам выступал последним.

Смелость мысли и революционный размах в работе

Характерная черта ленинского стиля – смелость мысли, революционный размах в работе. Еще не успели отгреметь бои гражданской войны, а Ленин уже развивает смелые планы электрификации нищей и разоренной страны, рисует захватывающие перспективы социалистических преобразований, основанные на глубоком изучении творчества народных масс, на знании законов общественного развития. Широкий размах революционера, видевшего ближние и дальние цели, всегда сочетались у Ленина со строго научным и трезвым учетом обстановки.

Бережливость

В фильме «В начале века» есть такой эпизод. После окончания ссылки Ленин уезжает из Шушенского. Его и Надежду Константиновну Крупскую пришли проводить местные крестьяне. На проводах Владимир Ильич подарил одному крестьянину свое ружье.

Я разговаривал на эту тему с работниками музея в Шушенском в 90-е годы. Они утверждают, что этот эпизод – выдумка авторов фильма. Ружье это было бельгийского производства (аналогичное ружье хранится в музее), и по тем временам оно очень дорого стоило.

По воспоминаниям родственников и друзей, Ленин и Крупская были весьма бережливые люди. Конечно, их нельзя было назвать скопидомами, но и раскидываться большими деньгам они бы никогда не стали. Уезжая из Шушенского, Владимир Ильич и Надежда Константиновна подарили соседскому мальчику карандаши, тетрадки и коньки. Их семейный бюджет был весьма скромный, поэтому в быту они допускали только разумные траты.  

Да и реакция крестьян на супердорогой подарок (бельгийское ружье) могла оказаться самой непредсказуемой. У Льва Толстого есть повесть «Казаки», в ней молодой офицер (богатый барин) подарил казаку коня. А у того первая мысль: «Чего это он мне коня решил подарить? Уж не моя ли жена ему приглянулась?».

Тот офицер, которого описал Лев Толстой, был молодой, без жизненного опыта. А Ленин хорошо изучил быт деревенских людей, он умел с ними общаться.  Неслучайно Владимира Ильича и его супругу Надежду Константиновну очень уважали местные крестьяне.

Мария Ильинична (сестра Ленина) вспоминала, что в молодые годы Владимир Ильич начал курить. Мать долго пыталась его убедить отказаться от этой пагубной привычки. Но доводы о том, что табак вредит здоровью, на молодого человека никак не воздействовали. И только, когда мать привела следующий довод, что траты на покупку табака сильно бьют по скромному семейному бюджету, вот это уже возымело воздействие. Владимир Ильич навсегда бросил курить.

В Ленинских горках в музее для меня открыли шкаф со скромным гардеробом Надежды Константиновны Крупской. Всего лишь несколько платьев. Что мне там запомнилось: одна вешалка была починена собственноручно Надеждой Константиновной. Перемотана обычной марлечкой. В музее сохранилось много личных вещей, которые семья Ульяновых привезла из эмиграции. Все это свидетельствует об их удивительной бережливости.

Скромность

У Ленина была зарплата на уровне зарплаты грузчика. Никаких доплат, премий и привилегий.

Когда врачи (светила медицины) из-за границы приехали его лечить, партия платила им золотом. Но это было решение ЦК. Сам бы Ленин никогда не стал расходовать бюджетные деньги на свое лечение. Владимир Ильич сильно стеснялся и переживал (он полагал, что ему оказывают чрезмерное внимание), поэтому он рекомендовал другим товарищам пройти обследование у этих докторов.

Ленин показывал пример скромности, не допускал какого бы то ни было восхваления, возвеличивание его личности и заслуг, не терпел подхалимства и угодничества. Когда Владимир Ильич узнал, что Комиссия по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции приступила к сбору материалов для будущего Музея Ленина, он категорически запретил это делать, сказав: «Вы не можете представить себе, до какой степени неприятно мне это постоянное выдвижение моей личности».

Ленин решительно был против парадности и шумихи, говорильни, вел беспощадную борьбу с бюрократизмом. Он резко осуждал «комчванство», высокомерие работников, советовал освобождать с руководящих постов таких людей.

Строгое соблюдение революционной законности

Ленин подавал пример образцового исполнения законов и требовал строгого соблюдения революционной законности другими. Он не допускал для себя какого-либо исключения из установленных законами правил.

Работоспособность и собранность

Ленин всю жизнь много трудился. Лень его никогда не одолевала. Даже когда он сидел в тюрьме, он и там продолжал работать. Писал молоком, а когда заходили в камеру охранники – съедал хлебные чернильницы. Владимир Ильич даже высказал сожаление своим родственникам, когда ему сообщили, что тюремный срок заканчивается, и его направляют в ссылку. Его огорчало то обстоятельство, что он не успевает в тюрьме завершить свою работу

После тюрьмы Ленина направили в ссылку. Ему дали дня три, чтобы он управился с личными делами. Это было в Санкт-Петербурге. Пришли товарищи к нему домой. А родные отвечают, что Ильича дома нет, он в библиотеке. То есть, даже эти несколько дней перед ссылкой они использовал для работы.

Требовательность к подчиненным

Из множества дел Ленин умел выделить главное и сосредоточить  на нем внимание. Он требовал собранности в работе, доведение начатого дела до конца.

Я читал воспоминания стенографиста, который вел заседание очередного партийного съезда в эмиграции. Обсуждали вопросы допоздна, все устали. На следующий день стенографист отсыпался. А к нему по утру уже Ильич стучится в дверь.

— Как там наша стенограмма? Надо бы поторопиться.

И пришлось нашему стенографисту снова браться за работу.

Ленин сам никогда не ленился, но и от подчиненных, от товарищей требовал такой же самоотдачи.

Главное он видел в умелом подборе людей и контроле. При  подборе кадров на первом плане у Ленина всегда стояли их политические и деловые качества. Он ценил у работников целеустремленность, оперативность, инициативу, самостоятельность в решении вопросов, сознание ответственности, совершенно не терпел формального отношения к делу, халатности, равнодушия к недостаткам. Деловые соображения и общегосударственные интересы, говорил он, должны господствовать над личным.

Ленин уделял большое внимание организации труда. В приемной Ленина в СовНарКоме была вывешена специальная памятка, с ней можно ознакомиться в интернете. Кстати, очень дельные советы. Автор этой памятки — Алексей Капитонович Гастев. Он стоял у истоков НОТ – научной организации труда.

В художественном кинофильме «Коммунист» есть такой эпизод, когда главный герой буквально врывается на заседание в Кремле, которое проводит Ленин. По фильму, якобы Владимир Ильич прерывает заседание и решает вопрос этого рабочего. Полагаю, что такого инцидента не могло быть в реальности. Сохранились воспоминания соратников Ленина о том, как тот проводил совещания. Там все было четко, по плану, разговоры не по делу Лениным сразу же пресекались.

Чуткость к людям

Требовательность и взыскательность сочетались у Ленина с чуткостью к людям. Ленин по-отечески следил за жизнью и бытом товарищей по работе. Горький вспоминал, когда Ленин пришел к нему в гости в гостинице, то стал щупать его простыни. Алексей Максимович удивился, зачем это ему нужно? Ленин объяснил: «Вы должны следить за своим здоровьем». Или вспомним рассказ из детской книжки «Варежки». Ленин пришел в Смольный, увидел, что часовой стоит на морозе без варежек. Ленин ему свои варежки отдал.

Шофер Ленина, Гиль, много испытавший человек, говорил:

— Ленин – особенный. Таких – нет. Я его везу по Мясницкой в городе Москве, большое движение, едва еду, боюсь – изломают машину, даю гудки, очень волнуюсь. Ленин открыл дверь, добрался ко мне по подножке, рискуя, что его сшибут, уговаривает: «Пожалуйста, не волнуйтесь, Гиль, поезжайте, как все». Я – старый шофер, я знаю – так никто не сделает».

Гениальная прозорливость, «ясновидящий»

Сталин называл Ленина «гением революции». «В дни революционных поворотов он буквально расцветал, становился ясновидцем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони. Недаром говорится в наших партийных кругах, что “Ильич умеет плавать в волнах революции, как рыба в воде”. Отсюда “поразительная” ясность тактических лозунгов и “головокружительная” смелость революционных замыслов Ленина» (Сталин).

По воспоминаниям Сталина, даже в окружении Ленина многие не верили в возможность октябрьского восстания. Но Ленин все поставил на карту и оказался прав.

Второй пример гениальной прозорливости Ленина, по мнению Сталина, когда главнокомандующий Духонин отказался подчиниться распоряжениям Совнаркома. «“Пойдем на радиостанцию, – сказал Ленин, – она нам сослужит пользу: мы сместим в специальном приказе генерала Духонина, назначим на его место главнокомандующим тов. Крыленко и обратимся к солдатам через голову командного состава с призывом – окружить генералов, прекратить военные действия, связаться с австро-германскими солдатами и взять дело мира в свои собственные руки”. Это был “скачок в неизвестность”», — вспоминал Сталин. И здесь Ленин оказался прав.

Человек с большой буквы

Вождя вьетнамского народа Хо Ши Мина всегда волновали вопросы революционной морали.  Для него Ленин был человеком с большой буквы. «Ленин покоряет и привлекает сердца азиатских народов не только своей гениальностью, но и презрением к роскоши, любовью к труду, чистотой своей личной жизни, простотой, одним словом, моральным величием и благородством учителя» (Хо Ши Мин).

Хо Ши Мин выделяет следующие качества, присущие подлинным революционерам:

  1. Последовательная революционность;
  2. Самоотречение во имя революции;
  3. Готовность к самопожертвованию;
  4. Стремление к единству;
  5. Трудолюбие;
  6. Бережливость;
  7. Бескорыстие;
  8. Забота об общественном благе;
  9. Самокритичность в действиях;
  10. Презрение к славе;
  11. Отсутствие гордыни;
  12. Умение переносить нужду;
  13. Быть равнодушным к материальному благополучию.

Все эти качества подлинного пролетарского вождя в полной мере были присущи Владимиру Ильичу Ленину.

После посещения музея в Кремле «Кабинет-квартира В.И. Ленина» Хо Ши Мин оставил следующую запись в книге почетных гостей музея: «Ленин – великий учитель пролетарской революции. Это человек самой высокой морали, он учит нас трудолюбию, бережливости, чистоте, прямоте. Заветы Ленина будут жить вечно».