Примечательной была недавно встреча Путина с членами российского правительства. Вроде бы разговор шел о событиях сегодняшнего дня, но все в основном как-то в будущем времени. Все говорили, включая президента, не о том, что принято в сложившихся условиях, а что будет приниматься.
При этом Путин заявил, что, дескать, ничего страшного не происходит, правда цены выросли, но народ к ними приноровится. Вообще происходящее напоминало пожар, когда горит дом, а люди бегают с чайными ложками, пытаясь его потушить.
«Глубокая» мысль проскользнула облегчить народу покупку слитков золота. Ну, народ, скажите, кто из вас готов купить слиток весом 12 килограммов золота? Не стесняйтесь, признавайтесь!.. Что-то не наблюдается ажиотажа.
Понятно, для чего эта мера нужна. Бабки, которые люди сняли со счетов, чтобы их куда-то деть, не вызывая инфляции, лучше купить золото. Но золото само по себе бесполезно. Оно красивое, приятное, наверное, на ощупь, но на него ничего не купишь, его снова надо будет для этого продать.
От чего сегодня страдают люди? От санкций? Нет, пока нет. Возможно, нам придется от них страдать в ближайшем будущем от недостатка каких-то товаров, ну, например, тех же гаджетов. В этом отношении примечательное поведение Китая. Он не присоединился к санкциям, но пока приостановил продажу своих гаджетов в России. Почему он это сделал? По простой причине – не могут установить цену. А почему не могут определиться с ценой? Причина тоже простая – потому что неизвестен курс российского рубля. Из-за действий лучшего в мире банкира Набиуллиной курс рубля снизился почти в 2 раза. Поэтому китайцы справедливо рассуждают: «Продадим русским гаджеты, они продадут их за рубли. А какой курс рубля будет после этого? Нам в Китае рубли не нужны, нам нужны, доллары, евро, иены».
А почему у нас такой курс скачущий? Потому что у нас, благодаря все той же Набиуллиной и лучшему в мире министру финансов Силуанову, большинство активов Центрального банка, т.е. деньги наших граждан, из Фонда национального благосостояния оказались в странах, которые ввели против нас санкции. Но это никто не обсуждал у Путина! И теперь эти деньги арестованы. Кто за это отвечает и ответил? Никто! Ну, пропали, все бывает, ну подумаешь, каких-нибудь 300-400 миллиардов долларов. С кем, дескать, не бывает. А ведь это страшный удар по России. И нанесен он не врагами, а собственными чиновниками, которые, вероятно, находятся в сговоре с врагами.
Так вот, так как у нас нет денег, они заморожены Западом, мы не можем осуществлять импорт товаров, поскольку валюты нет. Но и своих товаров нет, поскольку за 30 лет все свое производство практически уничтожили. У нас нет самолетов, лекарств, электроники, этих гаджетов… трусов даже нет, вообще ничего.
Вместо того, чтобы ввести жёсткое регулирование курса рубля на время, выкинули огромную массу денег, обеспечив банкам возможность спекулятивно скупать доллары. После того, как доллары у населения кончились, запретили гражданам снимать доллары со своих счетов в определенной сумме и запретили менять рубли на доллары. Вот такая «рыночная» мера. Ничего более рыночного не бывает. Мы ведь прекрасно помним, как Набиуллина бубнила за рыночные механизмы. Не надо нам, дескать, никакого социализма, мы только за рынок. И вот теперь запретили людям менять рубли на доллары. Гениальный рынок!
Получается так, за то, что они, Набиуллина и Силуанов, профукали деньги, разместив их в потенциально вражеских странах, о чём сто раз их предупреждали вообще все, кому не лень, теперь за их глупость или предательство расплачиваться должны наши граждане. Что вот с этим безобразием решено на совещании у Путина? То, что граждане без валюты перебьются? При этом Силуанов долго, нудно объясняет всем одно и то же, как мы будем расплачиваться с иностранными кредиторами. Вот это для него важно. Главное, чтобы у иностранных кредиторов, которые нам деньги ссудили, всё было хорошо. Главное им все вернуть. А чтоб было им что возвращать, пусть наши граждане перебьются без валюты.
Но нам не привыкать, проживем и без валюты. Это ведь мы виноваты, что наши деньги лежали в банках Америки, Германии, Японии, Англии. Это ведь мы с вами решили их туда отправить, а не Силуанов с Набиуллиной, эти выдающиеся менеджеры все времен и народов. На ум приходит справедливое замечание об этих деятелях Дерипаски, назвавший их фантазерами с презентациями под мышками. Они любят рисовать привлекательные картинки, графики, столбики, бравировать к месту и не очень всякими умными словами типа волатильность, турбулентность, инфляционные ожидания, лаг между предложением и потреблением, другую всякую хрень наподобие отрицательного роста и т.д. Прекрасно все это оформят, покажут и эту дурочку выложат на стол президента. И он смотрит на все это, кивает головой, вместо того чтобы этих умельцев отправить в тюрьму или в школу живописи, они бы там, наверное, больше пользы принесли. Может они там себя найдут. Может там, по крайней мере, найдутся дураки, которые будут их слушать, потому что там неважно, что в этих столбиках, важен цвет столбиком, толщина линии, их высота и т.д.
То есть получается, и в этом суть вопроса, у нас из-за неопределённости курса доллара никто нам ничего не хочет продавать даже из тех, кто может, кто готов это сделать. Вот почему сейчас закрылись у нас много магазинов западных компаний. Не потому, что им санкции это запретили. Вообще никто не запрещает это делать. Но они сидят и думают: они купили, предположим, некоторое время назад какую-то СВЧ-печку за 300 евро, доллар стоил тогда около 80 рублей. Вот сейчас, по какой они цене должны её продать, чтоб потом, поменяв на евро, у них прибыль хоть какая-то была? Они не понимают, какой завтра будет курс. Понятно, что рубль упадёт, просто они не понимают насколько. И дело не только в убытках, они не в курсе, что в голове у Набиуллиной по поводу валютного курса. Об этом никто не говорит, ни Мишустин, ни Путин, никто. А это главный вопрос сейчас для России. Из-за этого китайцы приостановили продажу всей этой бытовой техники, потому что не понимают: заработают они на этом или прогорят. Ведь это уже было в 2014 году, когда в первые обвалился курс рубля. Народ бросился скупать всю бытовуху, включая холодильники м т.д., т.е. весь импорт, поскольку у нас своего ничего и тогда не было. Тоже, наверное, благодаря нашему министру промышленности и торговли Мантурову, который сидит на этом кресле уже черт знает сколько времени. Вот министры экономического развития постоянно меняются. Сколько их сменилось за последнее время, сменилась плеяда этих выдающихся государственных деятелей, вряд ли кто и вспомнит. Они стерлись в памяти, за исключением, пожалуй, Орешкина, который на каждом совещании у Путина на вопросы президента отвечал: Я не знаю, я не смотрел, я не помню, не понимаю… Он напоминал двоечника на уроке или экзамене. Думаете, его отправили на учебу? Ничего подобного! Он сейчас помощник президента по экономическим вопросам.
Курс доллара должен быть меньше 100 рублей, и правительство должно сказать, что мы гарантируем его обеспечение. Ну, например, на 2 месяца. Хотя бы так, что помогло бы определиться всем тем, кто хотел бы торговать в России. Тем более, что пока мы продаем нефть и газ, нам это разрешают. Это вынужден шаг для Запада. Немецкий министр экономики заявил, что русские, конечно, идиоты, но, если мы не будем у них покупать нефть и газ мы останемся без света и тепла.
При этом мы им продаем газ через воюющую Украину и платим доллары Украине за транзит этого газа. Точно так же, как Лукойл в свое время через Белоруссию поставлял Украине бензин, которым заправлялись украинские танки на Донбассе. Это всего лишь бизнес, ничего лишнего и личного.
Вот такие настроение витали в ходе встречи президента с членами российского правительства. Слов произнесено много, вот только с результатом пока не густо.
И. Никитчук