В жизни мы никогда не встречались, но в моей библиотеке имеются три небольших книги с дарственной подписью автора. Автор этих книг представитель легендарного поколения «новых людей», рождение которых заметил в своё время Н.Г. Чернышевский, и которых воспитали в 20 — 30-е годы прошлого столетия советская школа, пионерская и комсомольская организации. Это они, начиная с 22 июня 1941 года семнадцатилетние- двадцатидвухлетние штурмовали райгорвоенкоматы с требованием немедленно призвать их в армию, и направить на фронт. Многие из них сложили свои головы в тяжелейших боях, но многие увидели радость победы. В послевоенной мирной жизни они были образцом для подражания. Помню даже в 80-е годы с гордостью говорили о них: «Фронтовик». (Конечно, в семье не без урода, но это были единицы).
Многое изменилось в 90-е годы. Большинство фронтовиков в силу возраста, ранений и болезней покинули белый свет. С природой не поспоришь. Против оставшихся в живых в годы горбостройки-катастройки либеральные западники развернули масштабную информационную войну. К несчастью, в первых рядах этих «ниспрвергателей– клеветников» оказались и участники боёв из числа творческой интеллигенции. Но подавляющее большинство фронтовиков линию огня не покинули и несмотря, на то, что их бросили власть предержащие, стойко отстаивали правду жизни. Низкий им поклон.
Вот именно о них можно сказать словами Н.Г. Чернышевского: «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат: это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».
Несомненно, к этому цвету лучших людей послевоенного и пореформенного времени принадлежал Владимир Сергеевич Бушин — советский и российский писатель, поэт и публицист, фельетонист, журналист, литературный критик, общественный деятель. Он – фронтовик, родился в 1924 году, ушёл из жизни в 2019 году на 96-ом году жизни. В 18 лет ушёл на фронт и прошёл от Калуги до Кенисберга, закончив боевой путь на Дальнем Востоке в Манчжурии. Бушин не ходил в атаки с автоматом, не брал «языков», он служил в отдельной армейской роте ВНОС, что в отличии от СоЛЖЕницина не скрывает. Последний всюду трубил, что прошёл всю войну командиром батареи, забывая указать, что это была батарея звуковой разведки, и попал он на фронт в 1943 году, а началась она 22 июня 1941 года.
Что ж в армии разные специалисты нужны и решает кому, где быть не призывник, а офицер военкомата. За свой ратный труд Бушин награждён почитаемыми среди фронтовиков медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» ещё когда служил в Действующей Армии в отличие от А.Н. Яковлева, получившего свой орден Красной Звезды в 1947 году, когда работал в Ярославском обкоме ВКП(б) и от Шеварнадзе, получившего орден Отечественной войны, никогда на ней не воевавший, возрастом не вышел. Во такие «отечества отцы» были в горбостройку-катастройку для молодёжи.
Но здесь важно другое. В отличие от СоЛЖЕницина и некоторых других он остался верен присяге бойца Рабоче-Крестьянской Красной Армии, торжественному обещанию юного пионера и тем обещаниям, которые писал в заявлении при вступлении в комсомол и коммунистическую партию в отличие от Яковлевых, Горбачёвых. Ельциных и др. Он до конца своих дней свято верил и служил коммунистической идее, защищая её, подвиг советского народа в строительстве социализма и в годы Великой Отечественной войны и Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Пишущий сии строки не является большим знатоком литературного творчества Бушина, да и с публицистикой его не всей знаком. Просто в годы горбостройки-катастройки, кажется в «Московской правде» (тогда на неё можно было подписаться в любом отделении связи Союза) попалась на глаза одна из статей Бушина, которая привлекла моё внимание резкой критикой деяний «прорабов перестройки». И это в то «время, когда роились грёзы// в сердцах людей…» (И. Северянин). Сейчас уже не помню, как это случилось и откуда узнал о выходе его книги «Колокола громкого боя», но написал ему письмо и вскоре стал обладателем этой книги. Потом он прислал ещё свои две книги: «Победители и лжецы» и «В прекрасном и яростном мире». Вот своими размышлениями о них и хочу поделиться с уважаемыми читателями, точнее поведать какие мысли они возбудили в моей голове о героях статей.
Обратил внимание на статьи Бушина, а затем и на книги потому, что они были созвучны тогдашнему моему настроению, впрочем, и сегодня общество мало изменилось со времени последних лет горбостройки-катастройки и ельцинских реформ, посему «печально гляжу на наше поколенье», точнее на всю страну.
Согласен с Бушиным и разделяю его чувства, высказанные в предисловии к книге «Колокола громкого боя»: «И всё-таки было невтерпёжь, всё-таки саднило и жгло душу. И спасала только вот эта возможность – на газетных страницах защитить достоинство, что просит подаяние, опровергнуть ложный приговор совершенству, вызволить мощь из плена беззубой немощи, помочь вдохновенно разжать рот и сказать слово. И конечно же, ещё и возможность сорвать роскошные одеяния с ничтожества, высмеять неуместные почести, назвать ложь ложью, глупость – глупостью». И это ему удалось.
Когда-то В.И. Ленин указывал «к правительственной партии неминуемо стремятся примазаться карьеристы и проходимцы, которые заслуживают только того, чтобы их расстреливать». О сколько их искателей тёплого местечка нашли приют в КПСС. В РСФСР в первичных организациях КПСС насчитывалось около 10 млн. её членов, когда закончилась перерегистрация в члены КПРФ, то это сделали лишь 500 тыс. бывших членов КПСС, причём среди них не оказалось ни руководства КПСС, ни большинства секретарей рескрайобкомов, райгоркомов и работников их аппаратов.
Вот и задумаешься, не слишком ли много в КПСС было людей с двойной моралью, «именем революции расстреливающих революцию (Евг. Евтушенко): с трибун они призывали народ строить светлое будущее, а в душе мечтали о личном благополучии. И когда поняли, что коммунистическая партия утратила статус правительственной, быстренько переметнулись в стан новых правителей-антикоммунистов. Многие первые секретари избрались председателями Советов народных депутатов, а когда Ельцин своим указом эти должности упразднил, стали главами администраций и энергично проводили антинародную политику. Такого массового предательства история не знала.
Ну как тут не вспомнить А.С. Пушкина: «О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!..»
Ну а что же «небожители со Старой площади» (на ней в Москве располагался комплекс зданий ЦК КПСС, а ещё рядом был корпус МГК КПСС)? У них всё спокойненко. Правда, Шенин, оставшийся на хозяйстве, разослал в партийные органы шифровку, призывающую поддержать ГКЧП, но это раньше. А когда на съезде Ельцин поднял вопрос о прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР на территории федерации, то народ по телевидению услышал только жалкое бормотанье всесоюзного болтуна Горбачёва. И это Президент страны – гарант соблюдения Конституции СССР. Ему неведомы слова И.А. Крылова: «… там речей не тратить по-пустому,// Где нужно власть употребить». Он же власть не употребил.
Вот с этого великовозрастного недоросля, вознесённого на самую вершину власти и живущего, вероятно, умом своей жены, Горбачёва Бушин и сдирает личину, под которой как оказалось своего лица нет, также как и у его соратника, а возможно, и учителя А.Н. Яковлева. Впрочем, этим же свойством обладали и остальные его приближённые. Помню, как на XXVIII съезде КПСС генерал А. Лебедь спросил в лоб Яковлева: «Сколько у Вас лиц, Александр Николаевич?» и сразу «Метнулись под седою стрижкою вмиг полинявшие глаза» (В. Тушнова) и последовал лепет… потому, что «попалась старая лиса».
Уже в декабре 1990 года, выступая на съезде писателей России, Бушин показал действующего Президента страны и Генерального секретаря КПСС Горбачёва как «аля- Хлестакова», как ребёнка, радующегося очередной заграничной цацке или премии. На конкретных примерах Бушин показывает, что Горбачёв боялся принимать решения, не посетил ни одну «горячую точку», кроме Степанокерта, не защитил ни одного из ближайших соратников, впрочем, и его обласканные им академики и артисты тоже бросили.
Но Бушин отмечает ещё одну характерную черту Горбачёва – его провинциализм. Он так и не смог в своём культурном и гражданском развитии подняться выше чиновника регионального масштаба. Удивительно, как члены ЦК проголосовали единогласно за избрание его Генеральным секретарём. Боже! Какие ничтожества формировали наше мировоззрение и вели нас к коммунизму. К чести части делегатов XVIII съезда: около 20 процентов отказали ему в доверии руководить партией.
Но ещё более уничижительные оценки Бушин даёт А.Н. Яковлеву, этому серому кардиналу перестройки, тёмной, весьма неприятной личности. Не исключено, что он был агентом влияния США. И.Я. Фроянов пишет, что Андропов в телефонном разговоре с Председателем КГБ Крючковым говорил о не откровенности Яковлева и назвал его проходимцем. Но это ещё не всё. Тот же Крючков докладывал Горбачёву, что в КГБ «стала поступать тревожная информация, указывающая на связи Яковлева с американскими службами». Горбачёв это сообщение пропустил мимо ушей, а Крючков не выполнил свои должностные обязанности.
В книге «Колокола громкого боя» Яковлев присутствует во многих статьях, но основное внимание уделено ему как превратившемуся из Савла в Павла: тридцать лет работал в ВКП(б)-КПСС на идеологическом фронте и вдруг отрекается от коммунистической идеи, заявляя, что после ХХ съезда разочаровался в ней и был убеждённым социал-демократом. Свежо предание, но верится с трудом. Ну если разочаровался, уйди из аппарата ЦК выйди из партии, а не занимайся обманом, а как же тогда квартира в цековском доме, машина, дача, спецбуфет, поликлиника 4-го управления Минздрава, санатории и курорты, как от этого отказаться. Произносил громкие лозунг, а сам брал от жизни все, что можно было взять.
В книге «Победители и лжецы» ему посвящена целая статья «Орденоносец Александр Яковлев», вернее его наглости, лживости и хамству. Александр Николаевич, участник боевых действий в Великую Отечественную войну и за это ему уважение и почёт. Провоевал он всего четыре месяца в должности командира взвода, был ранен и после лечения отправлен в запас. Что ж и это не единичный случай. На войне всякое бывает. Но вот получить два боевых ордена за один и тот же боевой эпизод ухитрился только Яковлев, причём уже после войны. Бушин пишет, что 6 августа 1942 года его ранило и как было указано в газетных очерках того времени, которые он сам назвал в качестве достоверных источников, он пострадал от разрыва мины. А сам Яковлев спустя годы говорил, что он ранен четырьмя разрывными пулями и одна из них попала в грудь. В наградном листе он был назван «командиром Отдельной роты автоматчиков» и получил орден Красной Звезды — самый окопный орден, а в 1988 году Громыко подписал указ о награждении его орденом Красного Знамени. Очевидно, сработал принцип «Ну как не порадеть родному человеку».
Не обошёл своим вниманием Бушин ещё одного героя горбостройки-катастрйки – Шеварнадзе, который вдруг неожиданно оказался на посту Министра иностранных дел Союза. Он показал его не профессиональность и слабое знания истории, хотя по специальности он учитель истории. Нанёс ущерб территориальной целостности Советского Союза: в Беринговом море, Эдуард Шеварднадзе летом 1990 года запросто подарил Штатам 46,3 тыс. кв. км континентального шельфа (Союзу отошло лишь 4,6 тыс. кв. км) и 7,7 тыс. кв. км континентальной экономической зоны СССР. В этой части Берингова моря были разведаны запасы нефти и имелось множество рыбы. Россия потеряла 200 тыс. т ежегодного улова и, по разным оценкам, от $2,2 млрд. до $3,4 млрд. В декабре 1990 года решил уйти в отставку с поста министра и вышел из КПСС. Верна русская поговорка «с тонущего корабля крысы бегут первыми». Очевидно, о таких В.И. Ленин писал «которые заслуживают только того, чтобы их расстреливать».
А вот ещё одного, который тоже попадает, чтобы к нему следовало применить ленинские слова Бушин назвал услужливым лакеем и поскребышем. Это Бакатин. Он один из тех лишь бы быть при власти. Ему всё равно чем руководить общественным туалетом или КГБ СССР. О нём, а в принципе это о всей горбачёвской и ельцинской номенклатуре, Бушин пишет: «Именно такие, как перекати-поле, лишённые чувства родной земли, готовые что угодно возглавлять, курировать, где угодно председательствовать, чем угодно руководить, и нужны были Горбачёву, других он не знал, не ведал».
Но то, что сделал Бакатин, уму непостижимо: он просто передал американцам всю схему прослушки в их посольстве, надеясь, что американцы поступят также. В какой-то детской сказке есть такая песенка, которую поёт гусь: «Полезу я в воду в любую погоду, а что касается огня ищи гуся дурней меня». Среди американцев дурней Бакатина никого не нашлось, никто не рискнул нарушить государственную тайну, а значит совершить измену.
Очень с многих «прорабов перестройки», Бушин срывает лоск борца за народное благо, а имя им легион: Егор Гайдар, Фёдор Бурлацкий, Дмитрий Волкогонов, Анатолий Собчак, академики Г. Арбатов и С. Шаталин и с прочей «перестроечной шпаны», на которую нечего внимания обращать, но помнить надо и впредь не верить сладкоголосым речам их преемников, которых много развелось в нашей стране. На всех телеканалах тусуются «радетели» за народ, а на поверку патриоты своего кармана.
Не обошёл вниманием Бушин и любимца всех либералов-западников, литературного власовца СоЛЖЕницына. Ему он в книге «Победители и лжецы» он дал две статьи. В первой «Александр Солженицын, летописец Великой Отечественной войны» он, основываясь на документах, разоблачает чудовищную ложь этого «летописца» о якобы позорном отступлении советских войск в первые дни войны. Начальник генерального штаба Германии генерал-полковник Гальдер в своём дневнике отмечает всё возрастающее сопротивление советских войск. Вторую ложь СоЛЖЕеницына о том, что фашистские танки мчались с ветерком по 120 км в день, опровергает Гитлер, заявляя, что в течение одной операции за два-три дня преодолевали 50-60 км. По мнению Исаевича из всех советских генералов только Власов был «из самых способных» генералов, среди коих «много было совсем тупых и неопытных». Но во время боёв в Арденнах Гитлер дважды сказал: «Нужно в этой области учиться у русских», а затем повторил «У русских действительно есть чему поучиться». СоЛЖЕницыну не нравится, что все советские полководцы имеют крестьянское происхождение, но именно сын сапожника и крестьянки Маршал Жуков принял капитуляцию у сына богатого землевладельца генерал-фельдмаршала Кейтеля. Такова правда истории.
Воспользовавшись воспоминаниями его первой жены Натальи Решетовской Бушин в статье «Фронтовик Александр Солженицын», в той же книге, срывает с него покровы легендарного командира батареи, прошедшего всю войну (естественно, до ареста в 1945 году). С 1943 года он командовал батареей звуковой разведки, что ж, в войну каждый воюет там, куда его направили, вот только здесь есть одна особенность батареи звуковой разведки располагались от 5 до 25 километров от передовой.
Поэтому-то СоЛЖЕницын и смог смастерить фальшивые документы и отправить ординарца в Ростов, чтобы он ему доставил жену. И вот она вспоминает: «И вот мы вдвоём с мужем в его землянке. Не сон ли это?.. Май в этот год был холодный. Приходилось топить печку. От этого в землянке становилось ещё уютнее. Вечер. Потрескивают дрова в печке…» И такая идиллия длилась несколько недель. Но это не мешает Александру Исаевичу заявлять: «Я воевал доблестно». Думаю, этот эпизод говорит многое об авторе статьи «Жить не по лжи». Да и факт написания друзьям писем, в которых порочил Верховного Главнокомандующего, ведь знал, что они проверяются цензурой. Знал и писал, подставляя и друзей. И такие его слова: «Будет на вас Трумэн с атомной бомбой» могут вызвать о нормального человека лишь возмущение. Но для либералов-русофобов СоЛЖЕницын -совесть человечества.
И конечно нельзя не упомянуть, опубликованное в той же книге «Письмо ровеснику Виктору Астафьеву о нашей солдатской молодости». Виктор Петрович в 1942 году добровольцем ушёл на фронт, не смотря на имеющую у него бронь как железнодорожника. Был шофёром, связистом гаубичной артиллерийской дивизии прорыва РГК, тяжело ранен. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу» — самыми окопными наградами. Низкий поклон ему за это. Хотя не являюсь поклонником его творчества, но признаю его литературный талант, особ отмечу «Печальный детектив».
Но вот в годы горбостройки-катастройки он пошёл в политику и начал с очернения советской действительности и ратных подвигов советского народа. Он хотя и признал, что многие вещи из истории войны ему неизвестны «может быть, по невевежеству, по недоученности, оторванности от центра» резко отозвался о подготовленных военными историками многотомных работ «Истории Великой Отечественной войны» и «Истории второй мировой войны», заявляя об одном из них «Более ловкого документа, сфальсифицированного, состряпанного, просто сочинённого, наша история не знала». На основе документов Бушин тактично указывает на заблуждения и ошибки Астафьева, показывая, что не только о победах советских воинов, но и о всех поражениях авторы честно написали, ничего не утаивая.
В этой книги опубликованы две статьи Бушин «Когда сомнение уместно» и «Кадры решают всё», в которых он с особой язвительностью показывает, как часть творческой интеллигенции, призванная быть мозгом и совестью нации, в угоду руководству страны меняет свои взгляды и способна на искажение исторической правды, таким образом, превращаясь в то дурно пахнущее вещество, которым её называл В.И. Ленин. Перечислять имена этих обласканных Советской властью деятелей литературы и культуры не вижу смысла. Их слишком много, но их роднит одно: ненависть к И.В. Сталину. Вот они и выдумывают разные небылицы, но Бушин с ювелирной точностью их разоблачает.
Кто-то скажет, зачем ворошить старое, ведь это всё «дела давно минувших дней». Да это так. Но вновь вспомним А.С. Пушкина: «О. сколько лиц бесстыдно-бледных,// О. сколько лбов широко-медных// Готовы от меня принять// Неизгладимую печать». Разве люди, глядя на нынешних власть предержащих, не видят эти «лбы широко-медные» с «лицами бесстыдно-бледными», но продолжают за них голосовать. И при том ведь на Руси говорят: «Кто старое помянет тому глаз вон, а кто забудет тому оба долой».
Иван Стефанович Бортников, публицист, г Красноярск, февраль 2022 год.