Эти слова, сказанные Лениным в свой адрес, как свидетельствуют близко знавшие его люди, полностью соответствуют истине. Н.К. Крупская говорила: «Он был человеком, которому ничто человеческое не чуждо. Любил он жизнь во всей её многогранности… Любил брать от жизни её радости».
Начнём с рассказа об отношении Ленина к близким родственникам. Сестра Ленина Анна Ильинична сообщает: «Особенно сильно проявлялось внимание Владимира Ильича к матери». Также большую заботу он проявлял в отношении сестёр Анны, Марии, брата Дмитрия. Это подтверждают и другие люди, близко знавшие Ленина. Соратники рассказывают, что он называл свою маму святой, писал ей нежные письма из ссылки.
Л.А. Фотиева вспоминает: «Необычайно приятно, как-то особенно тепло и уютно было в этой семье, где отношения строились на взаимном уважении и доверии, сердечной привязанности». Она добавляет, что особую любовь Ленин испытывал к своей маме, заботясь при этом и о матери Крупской.
В.Д. Бонч-Бруевич свидетельствует: «Меня всегда поражало и трогало… глубокое и задушевно тёплое отношение, которое проявлял он на каждом шагу и к Надежде Константиновне, и к её матери». Далее Бонч-Бруевич сообщает: «Ещё большее внимание постоянно оказывал Владимир Ильич матери Надежды Константиновны… Его отношения с Надеждой Константиновной могут служить действительным образцом нашей социалистической семьи».
Близко знавшие Ленина говорили о том, какой заботой окружал он Надежду Константиновну, когда та заболевала. При этом они вспоминают, что, несмотря на свою постоянную и большую загруженность, Ленин часто навещал больную Крупскую, постоянно осведомлялся о её здоровье, просил как можно чаще ему о нём сообщать. Н.И. Подвойский вспоминал: «За столом Ильич… старался… окружить Надежду Константиновну вниманием. И в том, как он передавал ей хлеб, подкладывал еду на тарелку, были и нежность, и желание внести тепло в её суровую жизнь».
Вспоминая первые дни после венчания, Крупская замечала: «Мы ведь молодожёнами были, и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти». Всё это — к заявлениям нынешних «демократических» СМИ о том, что Крупская для Ленина была лишь соратницей по борьбе.
Нельзя не вспомнить и о любви Ленина к детям. Хорошо известно событие, происшедшее 19 января 1919 года. В тот день, невзирая на совершённое на него перед этим покушение, Ленин побывал в Сокольниках на ёлке в лесной школе для туберкулёзных детей. В.Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что при этом «Владимир Ильич весь ушёл в детский праздник, веселился, смеялся и пел вместе с детьми…, задавал загадки…, водил хоровод вокруг ёлки, играл с детьми в кошки-мышки… Он так сильно и привязчиво любил детей!… Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто бы он всю жизнь то и делал, что занимался со школьниками».
Заведующая этой школой Ф. Халевская вспоминает, что с первых же минут общения с Лениным «всем стало весело и легко, а сам Владимир Ильич был обаятелен и прост». По его поручению детям привезли яблоки, чернослив, конфеты. Во время этого праздника Ленин сыпал шутками. Он любил слушать пение ребят этой школы, часто навещая жившую в ней по совету врачей Крупскую, так как её здоровье в начале 1919 года ухудшилось.
Узнав, что жена одного из его соратников ждёт ребёнка, Ильич назвал его счастливцем. Большевичка З. Лилина свидетельствует, что Ленин «горячо любил малышей». Он бурно, весело, с увлечением играл с её сыном Стёпой и однажды сказал: «Эх, как жаль, что у нас нет такого Стёпки».
Н.И. Подвойский вспоминал, что в одном из разговоров с Лениным он почувствовал «большую нежность к детям, судьбу которых Ленин принимал близко к сердцу». Хорошо знавшие Ленина отмечали, что он «к детям был внимателен и ласков… Ласковыми глазами следил Ильич за ребятами, внимательно прислушивался к их детской болтовне, ласково смеялся, смотрел, как слушают они сказки, заботился, чтобы ничем их не стесняли».
Жизнелюбие было яркой чертой характера Ленина. В.Д. Бонч-Бруевич указывал, что Ленин «откликался на всякую радость масс, на всё то, что шло к массам — к их счастью, к их благу, к их радости и веселью».
К. Цеткин отмечала: «Самая яркая черта Ленина — простота и сердечность». Она сообщает, что посылки, присланные ему, Ленин отправлял в больницы и приюты. Вовсе не собираясь проповедовать молодёжи монашеский образ жизни, Ленин выступал против «свободной любви». При этом он указывал, что в любви нужно самообладание, говорил, что несдержанность в любви — признак разложения.
О.Б. Лепешинская вспоминала: «В моей памяти ярко сохранилась живость и подлинно человеческая простота» Ленина и что он даже «в условиях ссылки сохранил свою обычную жизнерадостность». Л.А. Фотиева также сообщает: «Замечательными качествами Ленина были его неизменная бодрость и жизнерадостность». Большевичка З. Лилина вспоминала: «Куда он ни приходил, вносил оживление и радость». В этом с ней соглашается Е. Стасова: «Владимир Ильич был… непосредственным человеком». При этом она указывает: «Скромен был… необычайно». Фотиева также свидетельствовала: «Быт семьи Владимира Ильича был самый скромный». Общеизвестно, что Ленин был категоричен против чествования его в связи с 50-летним юбилеем. Фотиева также свидетельствует: он решительно выступал и против вывешивания его портретов.
Присуще было Ленину и чувство юмора. Кржижановский отмечал, что даже в ссылке Ильича отличали в минуты отдыха живость и весёлость. Фотиева вспоминает, что Ленин охотно и часто смеялся, любил хорошую шутку и отдавал распоряжения, часто сопровождая их шутливыми замечаниями и улыбками. При этом она добавляет, что работал Ленин весело, «смех его был необыкновенно заразительным. И никогда не был обидным. Это был смех человека, обладающего кипучей энергией и избытком жизненных сил».
Большевичка Лилина замечала, что Ильич «любил пошутить… Но это всегда делалось таким тоном, что мы не только не обижались, а вместе с ним со смеху покатывались». Стасова также указывала, что Ленин был весёлым человеком и что «часто на заседаниях Центрального Комитета он был виновником взрывов громкого хохота. Он так заразительно начинал смеяться, что присутствующие при всём своём желании не могли сдерживаться и тоже начинали хохотать до слёз».
Отличали Ленина любовь к собакам и особенно к кошкам. Крупская отмечала, что Ленин «любил… очень природу… В эмиграции мы уходили постоянно куда-нибудь подышать полной грудью, забирались далеко-далеко». Будучи в Париже, Ленин много времени уделял Музею революции, ездил по окрестностям города. Любил осматривать Лондон, катаясь на втором этаже автобуса.
Во время прогулок в горах он не боялся высоты, при этом ему нравилось ходить по самому краю. Он любил лес, закаты солнца, природу в целом. Отдыхом для него были прогулки по лесу, во время которых он любил собирать грибы, охота, купания. Глазомер у Ленина был отличный, поэтому он метко стрелял; при этом на охоте был азартен.
Занимался Ленин и разными видами спорта. Г.М. Кржижановский вспоминал, что, будучи в ссылке, каждое утро они с Лениным начинали с борцовского поединка. Он также свидетельствует: «Владимир Ильич был большим поклонником морозного чистого воздуха, быстрой ходьбы, бега на коньках, шахмат и охоты. И какой это был весёлый, живой и общительный человек».
С детства Ленин увлекался игрой в шахматы. Любил Ильич и кататься на велосипеде (при этом ездить на дальние расстояния. — В.Р.), крокет, игры на улице, хорошо и быстро катался на коньках и играл в городки. В целом Ленин предпочитал активный отдых.
Думается, что всё изложенное позволяет увидеть Владимира Ильича как весьма обаятельного в личном общении человека.