Лев Сорников: «Социализм в понимании основоположников марксизма»

Пока мы не понимаем, что такое исторический материализм в полном объеме, мы не можем сказать что-либо конкретное о социализме.

Пока нет ясного понимания, что такое частная собственность, почему и как её надо уничтожить (снять), не надо заводить разговоры о социализме.

До тех пор, пока не усвоена ленинская теория многоукладности всякого общества, в том числе в эпохе коммунизма, не стоит ввязываться в дискуссию о социализме.

Пока от первой ступеньки социализма – от упразднения капиталистической частной собственности — совершается умственный прыжок к высшей фазе коммунизма, минуя все шесть ступеней, ничего дельного нельзя сказать о социализме.

Несколько миллионов лет предыстории всё ещё сливаются в одну бесконечную эволюцию без перерывов постепенности, т.е. без скачкообразной и закономерной смены способов производства. Назвали всю эпоху первобытно-общинным СП, и успокоились. Но анализ, сделанный С.Платоновым, убедительно показал, что их было до появления цивилизации (по Энгельсу) три: архаический – со стереотипным поведением в качестве ПО. Переходный первично-коллективный с ритуалом в качестве ПО. И родовой СП, на котором ритуализация жизни получает завершение, а ПО являлись отношения кровного родства..

Не помним о соседской общине, которая и есть первобытно-общинный СП, в котором впервые появляется понятие собственности – индивидуальной (семейной) внутри общинной,  — ПО этой ступени индивидуальная собственность.

Не хотим помнить о переходном Азиатском СП (деспотии) с его ПО в виде прямого, ничем не ограниченного насилия, который возник именно потому, что появились соседские общины и индивидуальная собственность внутри них. Появилось то, что можно отобрать сразу, а потом в виде ежегодной дани. То есть сразу от бесструктурного «Первобытного СП» перескакиваем к рабовладельческому СП, не понимая, что он не мог появиться, если бы ему не предшествовали первобытнообщинный и переходный АзСП.

Рабовладельческий СП понимаем поверхностно по признаку наличия рабов, упуская его логичекую связь с АзСП.  ПО р/вл СП это регламентация насилия по отношению к свободным гражданам со стороны власти.

Р/вл СП сменился феодальным не потому, что рабский труд, якобы, менее производителен, чем труд крепостных крестьян — это ошибка. В Риме именно рабский труд разорил свободных крестьян и ремесленников, что и привело к гибели Римской империи не в результате революции рабов, а в результате нашествия варваров, которые вовсе не отрицали рабства.

Представление о причинах победы капитализма тоже неточное. Прежде, чем совершить свою революцию, третье сословие должно было стать буржуазией — классом для себя, а это было возможно только вследствие уничтожения феодальной раздробленности. Только при сильной, абсолютистской   центральной власти мог сформироваться класс буржуазии. Процесс его формирования и усиления влияния есть переходный в экономической эпохе СП, о котором в нынешнем марксизме  нет  никакого упоминания

Учение К.Маркса с гигантским по значению вкладом в него В.И.Ленина было формализовано и превратилось в своеобразный «Новый завет» с его мессиями Марксом-Энгельсом и Лениным и «отщепенцем» (слегка реабилитированным в КПСС позже) Сталиным. И как в случае с Иисусом, в хрущевско-брежневскую эпоху святость осталась, отщепенцев пожурили, потом заклеймили снова, а учение выхолостили.

Пока мы не поймем наших учителей буквально, мы к власти не придём. И не надо: снова наломаем дров.

Итожу:

Коммунизм – не ОЭФ, а целая переходная эпоха, противоположная по типу развития не капитализму только, а всей предыстории.

Предыстория – есть эпоха, в которой возникает и углубляется в ходе разделения труда самоотчуждение людей от результатов их труда с превращением людей во всё боле частичных HOMO.

Сменяющие друг друга  ПО есть слои самоотчуждения – слои и формы частной собственности.

В коммунистической эпохе ПО подлежат не совершенствованию, а положительному отрицанию (К.Маркс) — снятию.

Победивший класс, устанавливая свои ПО, сохраняет в них в снятом виде все предыдущие слои самоотчуждения.

Десятого слоя самоотчуждения, очередного СП после капитализма не может быть, т.к. капитал есть самоподдерживающееся ПО и самовозрастающая стоимость. Нынешний строй ведущих стран Запада имеет формационные отличия от капитализма, но является не новым СП, а формой самоотрицания капитала.

Маркс и Энгельс («Немецкая идеология» и др. работы) доказали, что планомерное и научно обоснованное снятие ПО — это и есть коммунизм как переходная эпоха – «царство осознанной необходимости — в «царство свободы, в которой утвердится как господствующий принцип: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Социализм есть первая фаза коммунизма, его первые, взаимосвязанные ступени уничтожения отчуждённых экономических отношений распределения, обмена и производственного потребления.

«Полный социализм» (Ленин) – это ступень «страна-фабрика»  с единым автоматизированным, социалистическим народнохозяйственным комплексом и господством. принципа социализма: каждый – по способности, каждому по труду.

Следующая фаза коммунизма как типа развития – три ступени уничтожения отчужденных организационных отношений регламентации, властных и индивидуальной (семейной) собственности..

Заключительная фаза – это три ступени снятия в качестве регулирующих отношений кровного родства, ритуалов и обычаев.

Еще на последней фазе коммунизма формируется техногенная природа, полностью автономный технологический комплекс, к которому каждый коммунар будет обращаться напрямую, без каких-либо посредников.  Завершение третьей фазы означает завершение прыжка из царства необходимости в царство свободы, в которой свободное развитие каждого станет условием для свободного развития всех. И в которой будут свои ступени дальнейшего развития.