С.А. Щеглов: «Фундаментальный принцип материализма и его роль в политике современной России»

УДК 329.15

Фундаментальный Принцип материализма и его роль в политике современной россии

С.А. Щеглов

Марийское отделение РУСО (Йошкар-Ола)

Аннотация

Люди всегда стремились познать окружающий мир. К этому их призывали разные обстоятельства: от прирождённого инстинкта любопытства до инстинкта самосохранения в поисках средств существования и надёжного убежища. Попытки объяснить изведанное стали ростками научного миропонимания. Но венцом развития человеческого общества является его приобретённая способность изменить мир. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» — заявил Карл Маркс своим знаменитым 11-м тезисом о Фейербахе. Главным источником изменения мира является сам человек, овладевший научными знаниями. Но на этом пути результаты могут быть различными — от совершенствования мира до его разрушения.

В данной работе рассматривается роль принципа «Бытие определяет сознание» в трансформации государственной власти для использования партийными активистами в пропаганде марксистского мировоззрения с целью научного изменения мира к социальному прогрессу. 

Ключевые слова

Бытие. Сознание. Пролетариат. Партия.

  1. Роль бытия в историческом процессе

         С момента зарождения философской мысли произошло её разделение по ответу на вопрос о первичности материи или сознания (так называемые «линия Демокрита» и  «линия Платона»). Остроту антагонизма не смог сгладить даже компромисс о материализации мысли. И связано это с основными представлениями о порядке развития человеческого общества. Если идеалисты, сторонники первичности сознания, стоят за совершенствование мира на путях эволюционного развития, то материалисты являются сторонниками революционных преобразований. Соответственно, вокруг этих взглядов формируются те или иные политические силы.

         Распространение материализма на понимание истории общества, создание исторического материализма, органичное соединение и творческая разработка материализма и диалектики получили в работах Карла Маркса. В основу его учения положен фундаментальный принцип «Бытие определяет сознание». В предисловии к труду 1859 года «К критике политической экономии» философ пишет: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

  • Синергия взаимодействия бытия и сознания

         Применяя фундаментальный принцип материализма, справедливо заметить, что бытие определяет сознание субъекта[1] конкретно, но не одновекторно, т.е. в состоянии вызывать неимоверное разнообразие менталитета — ход мыслей, восприятие окружающего мира и себя в нём, духовный настрой и систему ценностей, свойственные одной человеческой личности или группе людей. А это значит, что синергия взаимодействия бытия и сознания в состоянии сформировать мощные общественные силы не только в направлении прогресса, как это традиционно представляется мыслителями левого толка, но и в отклонении от него, и даже иметь регрессивный характер. И это свойство сознания широко используется реакционными силами, стремящимися сохранить «статус-кво», как наиболее благоприятный для правящего класса существующий порядок вещей. В России конца XX века имел место исторический откат к капиталистическому строю путём внесения в общественное сознание ложных материальных ценностей и деморализации сторонников социалистического пути развития, что привело к уничтожению народовластия и деградации социального прогресса.

         Бытие и сознание взаимодействуют через механизм потребностей, удовлетворение которых и определяет конкретное поведение субъекта.

  • Иерархия потребностей и развитие сознания

              С начала своего появления у человека возникают потребности совершенно разного рода. Первичные из них связаны с врождёнными инстинктами, такие, например, как физиологические. И такие потребности можно удовлетворить только в материальном мире. Затем появляются потребности более высокого порядка, которые связаны с уровнем развития  сознания субъекта. Например, потребность в справедливости, привязанности и любви или потребность оказать помощь. Для нас важно, что потребности субъекта выстроены в определённой иерархии. Для понимания этого мыслителями сформированы примерно равнозначные теории. Мы же обратимся к  пирамиде потребностей А. Маслоу: «Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Л.Н. Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации в случае умаления основных, или охранительных, потребностей. Конечно, все эти теории носят качественный, а значит относительный характер. Но для нас важно, что потребности человека выстроены от первичных к высшим, во-первых, и сознание субъекта деградирует в случае пренебрежения материальными потребностями, во-вторых.

  • Управление сознанием

         Из вышесказанного можно сделать вывод, что сознанием субъекта можно управлять с помощью удовлетворения тех или иных его потребностей. А проще говоря — манипулируя этим процессом. Вплоть до разрушения личности и деградации общественного мнения. Это прекрасно осознаёт и применяет на практике в России правящий класс крупной буржуазии, который ещё принято называть олигархатом. При этом используются исторически наработанные эксплуататорскими классами методы. Например, В.И. Ленин в «Проекте программы нашей партии» ещё в 1899 году упоминал метод «кнута и пряника», считая «пряником» «подачки тем, кто из-за частичных и отдельных улучшений материального положения отказывается от своих политических требований». Или с помощью «хлеба и зрелищ» со времён римских государственных деятелей стремились путём подкупа, денежными, продуктовыми раздачами и представлениями удерживать в повиновении простой народ. Со временем эти методы совершенствовались, а также развивались новые с получением правящим классом больших материальных возможностей, информационных ресурсов и административных прав с целью манипулирования общественным сознанием через деградацию личности отдельного человека, попавшего под «липкое обаяние» буржуазной пропаганды. И как результат этой пропаганды, люди совершают поступки во вред своим собственным интересам, поддерживая антинародный режим, или просто проявляют полную беспомощность для своей защиты, т. е. отказываются принимать участие в политической жизни.

  • Формирование марксистского сознания

         В чём же причина такого успеха буржуазной пропаганды, когда вот уже столетия эксплуататорам удаётся выдавать эксплуатируемым «чёрное за белое»? Конечно, господствующий класс всегда имеет ряд колоссальных преимуществ по отношению к подавляемому классу, которые достаточно хорошо известны. Но всё же, социальные революции происходят и совершается переход к новому, более прогрессивному строю.        Известная мысль К. Маркса, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами», высказанная им в статье «К критике гегелевской философии права» (1844 г.), наводит нас на признание огромной потенциальной роли сознания в общественных процессах. Но каково же общественное сознание в современной олигархической России, когда половина избирателей не участвовала в Выборах-2021, отказавшись от шанса изменить свою судьбу и судьбу своей страны? Каким сознанием они руководствовались, отдавшись на волю правящего антагонистического класса и таким образом поддержав существующую диктатуру крупной буржуазии? Назвать половину жителей нашей страны несознательными гражданами будет неверно — их жизненная позиция продуманная и твёрдая. И основана она на мелкобуржуазном сознании — представлении о возможности решить свои проблемы самостоятельно либо в узком кругу, но без необходимости объединения усилий с другими членами общества. Материальной базой такого сознания является частная собственность, которая и порождает иллюзию такой возможности. Поэтому наделение жителей какой-либо частной собственностью — квартира, гараж, земельный участок и т. д. — сознательная политика, проводимая буржуазной властью при реставрации капиталистической системы. Формирование мелкобуржуазного сознания во всех группах людей российского общества — главное условие укрепления этой власти, которая с развитием капитализма переросла в олигархическую. Затронул этот процесс и представителей класса пролетариев, т. е. наёмных работников, которые исторически были связаны с частной собственностью и обладали мелкобуржуазным сознанием — пролетарий продавал свой труд капиталисту ради получения средств своего существования, а  не для того, чтобы выполнить историческое предназначение своего класса — уничтожить эксплуатацию человека человеком. Для этого пролетариату в своей массе необходимо отказаться от мелкобуржуазных иллюзий и овладеть теорией классовой борьбы, т. е.  марксистским сознанием.

  • Заключение

         В.И. Ленин в своём описании революционной ситуации, которое получило развитие с 1913 года в работе «Маёвка революционного пролетариата» и закрепилось в 1920 году в работе «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме», важнейшим условием революционных преобразований, наряду с объективным обстоятельствами — «низы не хотят», а «верхи не могут» жить по-старому» — считал готовность революционного класса к активным действиям по самостоятельному историческому выступлению. Результатом такого выступления должно быть взятие власти этим классом в лице его передового отряда — революционной партии. Если на созревания объективных обстоятельств работает сам ход исторического развития, то субъективное условие, превращающее революционную ситуацию в социальную революцию, является результатом развития политической партии в революционную. Наличие такой партии, а в нашем случае при социалистической революции — марксистской, является критически важным условием. Буржуазная власть не в состоянии отменить ход исторического развития, но применяя декоративные преобразования государственного устройства вплоть до разных видов геноцида и манипулируя общественным сознанием, она в состоянии его затормозить. И главным препятствием здесь является революционная деятельность партии. А значит, такая партия является главной целью удара правящего класса. Сила и форма удара зависят от конкретных исторических обстоятельств и соотношения политических сил в классовой борьбе: от заигрывания в парламентаризм до фашизации политической системы.

         Избирательная кампания 2021 года в Российской Федерации показала высокую поддержку КПРФ, которая выступила с ясными программными требованиями в защиту интересов трудящегося большинства. Но эта поддержка проявилась не только в результате роста классового сознания избирателей, но и благодаря протестным настроениям, которые носят неустойчивый эмоциональный характер.

  • Вывод

         Президиум ЦК КПРФ заявил: «Выборы–2021 стали временем прозрения народных масс. Сделав принципиальный идейный выбор, миллионы граждан обеспечили морально-политическую победу левых и подлинно патриотических идей в России. Эти события способны стать важнейшим шагом к социалистическому возрождению нашей страны. Выражая интересы трудящегося большинства, КПРФ подтвердила: партия трудового народа готова взять на себя ответственность за вывод страны из кризиса, за будущее нашей любимой Родины».

         Вместе с тем, остаётся ещё реальной угроза деградации страны и её распада или фашизации политической системы. Капитализм — враг подлый и коварный. Буржуазная мораль даёт ему полную свободу действий во имя спасения олигархической системы. Политическая ситуация в стране развивается в направлении усиления классовой борьбы, исход которой в пользу социального прогресса и возрождения России могут решить только народные массы, освобождённые от мелкобуржуазного сознания и вооружённые классовым подходом на основе марксистского мировоззрения . «Силой, способной спасти страну, являются трудовые массы во главе с Компартией и её союзниками. Рост массовой поддержки требует от Центрального Комитета и всех отделений КПРФ наращивания активных действий в интересах трудящихся. Необходимо расширение агитации за народовластие и социализм, усиление протестной борьбы, деятельное использование парламентской трибуны, укрепление связи с рабочим движением, профсоюзами и молодёжью», — задаёт направление этой борьбы наша партия.   

Список источников и литературы

1. Маркс К, Энегльс Ф. К критике политической экономии // Собр. соч., изд. 2, т. 13. — : Политиздат, 1959. — 771 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. — : Харпер и Роу, 1954.

3. Маркс К, Энегльс Ф. К критике гегелевской философии права // Собр. соч., изд. 2, т. 1. — :Политиздат, 1957. — 689 с.

4. Полное собрание сочинений В. И. Ленина 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1971, том 4, стр. 221

5. Полное собрание сочинений В. И. Ленина 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1973, том 23, стр. 300

6. Заявление Президиума ЦК КПРФ «Махинаторам не убить тягу трудящихся к справедливости и социализму!» // Официальный сайт КПРФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»


[1]     Здесь и далее под субъектом понимается как отдельный человек, так и группа людей.