Е.А. Тимофеев: «На бога надейся, а сам не плошай!»

В самом начале шестидесятых годов мне в качестве спецкора «Комсомольской правды» пришлось быть свидетелем того, как в одном из колхозов Верховины молодой коммунист, недавний ковпаковский разведчик вместе со служителем местной церкви отцом Николаем успешно развивали активность молодёжи в преобразовании жизни родного села.  Воодушевлённая радость на лицах вселяла  уверенность в будущем.

А сегодня каждый день приносит одно за другим свидетельства того, что современный мир сходит с ума, с одной стороны демонстрируя высочайшие достижения в области технологий, а с другой – резко падающую культуру общественных отношений, вопиющую несправедливость, когда одни прозябают в нищете, другие купаются в разврате роскоши, когда перестают видеть разницу между Добром и Злом.  И по традиции в таких случаях всё чаще и чаще люди вспоминают  Бога.

Вот и Патриарх российский внёс предложение «упомянуть» имя Божие в тексте Конституции России, чем, прежде всего, поставил в трудное положение многих представителей элиты: ведь, наверняка, дума проголосует «за».  Вон даже на передаче Владимира Соловьёва, начиная с него самого, одобрения шли одно за другим.  Хотя для большинства учёных эта проблема, вроде бы, давно решена.

Возвращаясь к Богу, человечество расписывается в своей беспомощности изменить мир к лучшему, так и не  разбудив собственный Разум, который в потенции был дан ему природой. 

Впрочем, в этом и состояла истинная роль этого мифического символа абсолютной истины, стремление к которой составляла смысл жизни людей на протяжении всей их истории, особенно в самые тяжёлые её моменты.  Чем хуже шли дела на земле, тем сильнее была надежда на Бога.

Было бы кощунственным отрицать во многом положительную роль религии в историческом процессе формирования цивилизационной культуры, осознании основополагающих общечеловеческих ценностей.

Однако на определённом этапе общественного развития мировая наука созрела до того, что утопические мечты о счастливом будущем человечества получили научно обоснованную стратегическую программу их воплощения на практике.  В науку это открытие Маркса и Энгельса вошло как общая теория развития цивилизации, или теория научного коммунизма. Но на этом классики не остановились. Ими же в качестве идеологии будущих строителей общества высшей Справедливости была разработана конкретная программа деятельности, в основе которой оказались те же самые общечеловеческие ценности.  Сущность совершенствования цивилизации состоит в последовательном снятии существующих противоречий в общественных отношениях, прежде всего, противоречий антагонистических.  Не преодолев несусветной глупости и жадности, не повышая постоянно уровень общей культуры человечества во всех сферах жизни, бессмысленно говорить о каком либо прогрессе.

Если вы посмотрите варианты разработки Энгельсом «Манифеста коммунистической партии», то увидите, с какой тщательностью разрабатывался этот документ.

 Пока «Большая Россия», как называли когда-то Советский Союз, в соответствии с ленинским планом воплощала в жизнь достижения мировой науки, она развивалась невиданными темпами и в короткий срок стала одной из ведущих держав мира.

В том, что сторонники коммунизма и религиозные деятели, служа одним и тем же ценностям, превратились в непримиримых противников, виноваты и те, и другие, но ещё более те, кто общечеловеческие ценности подменяет эгоистическими, кто погряз в разврате роскоши, кто стремится к мировому господству.

К сожалению, православная церковь тоже пока не определила свою роль в сегодняшнем мире, почему Патриарх и обращается с таким предложением. Но для его принятия, наверно, нужно всё- таки письменное согласие Того, чьё имя собираются «упомянуть».