Сегодня как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания чрезвычайно актуальны для любой возрастной группы населения, особенно молодежи. Проблемы воспитания у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной, гражданской позиции и государственнического сознания на основе изучения своих корней, истории родного Отечества в дошкольном, школьном и вузовских заведениях сказывается на дальнейшей жизнедеятельности россиян. Важно, чтобы в школе, колледже, вузе изучались вопросы истории, литературы, естествознания и других гуманитарных наук в контексте формирования положительных качеств будущего гражданина, патриота, защитника Отечества. Процесс должен быть цельным и связан с реализацией теории и практики. Учащийся должен видеть, чувствовать, осознавать. что теория не расходится с практическими делами и поступками педагога, преподавателя и окружающего мира в котором живет. Воспитание молодежи – дело тонкое, сложное, непрерывное, требует широких теоретических знаний, практических навыков, отзывчивости, стойкого характера и педагогического подхода и такта. Важно, чтобы слова воспитателя, не расходились с делами и поступками, иначе начнётся отторжение, воспитанники воспитателя не поймут. На наш взгляд, важное внимание должно уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Суть в том, что патриотами не рождаются их воспитывают в семье, детском саду, школе, вузе, трудовых и воинских коллективах. Для этого надо, что бы семья, и воспитатель были примером для воспитуемых, убеждёнными патриотами готовый отдать все силы, а если потребуется и жизнь, за народ и Родину. Семья — фундамент, на котором строиться вся воспитательная работа. Это главная ячейка общества. К сожалению, не все хотят понять и укреплять семью, даже на государственном уровне После событий 1991г. враги главные усилия сосредоточила на разрушении устоев семьи и общества. Нынешнее время разброда, шатания, измены и предательства главный удар наносят по семейным узам и отношениям. Именно к этому стремились недруги СССР – разрушая государство рабочих и крестьян. Вот отдельные цитаты ил плана А. Даллеса по развалу СССР: «Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей…Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые… Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания…Из литературы и искусства мы… постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием… тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино ― всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства ― словом, всякой безнравственности. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества… Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них космополитов».
(Справка: Сторонник космополитизма — человек, лишённый чувства патриотизма, оторванный от интересов своей родины, чуждый своему народу, не считающий себя принадлежащим ни к какой национальности). Этот план реализовали в 1991 году.
В постановлении Правительства РФ от 16 января 2001г. №122 сказано: «События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства» (ПП РФ. 2001г. №122). Развал СССР и последующее действия ельцинско – путинского режима привели Россию к хаосу, моральному разложению, народ на грани голода и вымирания.
В постсоветской России нет крепких молодых семей. Они как правило распадается в первые годы семейной жизни. Так, в 2020 г. в РФ заключено около 770 тыс браков, что на 18,9% меньше, чем в предыдущем году. В пандемийный год распалось 564 тыс семей, что на 9,1% меньше, чем в 2019 году. В среднем в России распадается 7 из 10 браков. По данным опроса ВЦИОМа, 36% респондентов не считают расторжение брака каким-то особым потрясением – такого в советское время не было. Это одна из трагедий постигшая наш народ после распада Советского Союза. Нет крепкой семьи, нет стабильного государства. Все измеряется деньгами, в таком обществе от любви до ненависти один шаг. За 30 постсоветских лет российское общество крайне неустойчиво, раздроблено, многом стали раздражительны. ненавистны друг другу. Как следствие вооруженные конфликты, взрывы домов и метро, ссоры. убийства взрослых и детей, поджоги, ненависть ко всему окружающему миру. При этом не следует списывать всё на терроризм, проблема здесь намного сложнее и глубже, но власти не стремятся это осознать и сделать правильные выводы. Стремление решать всё проблемы с народом силовыми методами – угрозами, ограничениями, запретами, наказаниями, штрафами, арестами и другими формами силового воздействия вызывает обратную реакцию и ненависть к режиму.
Есть немало оснований считать, что ельцинско – путинская Россия во многом оккупированная страна. А упреки Запада и Востока в адрес друг, введение санкций это ширма для простачков. Финансовый капитал, олигархиат, бандитизм в нынешнем мире как и воровской преступный клан интернациональны. Ссоры и санкции между Россией и Западом идут десятки лет, а российская верхушка, миллиардеры и богачи, высшие чины из министерств и ведомств (носители секретов) имеют двойное гражданство, свободно ездят за рубеж, там их банковские счета, огромная недвижимость, семьи, дети, внуки, друзья по — воровскому клану. Они любят Россию на расстоянии, из-за рубежа, грабить народ, проживая в роскоши в США, Германии, Франции, Англии, Турции, загорая на Мальдивах или Канарах. Это и есть разлагающий общество — квасной патриотизм. Вспомним слова знаменитой фигуристки, гордости Советского фигурного катания, депутата ГД России И. Родниной, которая назвала патриотизм «вшивым». Такие люди сидят в кабинетах власти, не только в Думе, Совете Федерации, но и кремлёвской стеной. Нынешнее общество построено на лжи и обмане, доверчивого (пока) россиянина. Чиновники не стесняясь унижают и даже оскорбляют народ. Так, К. Сомова, заместителя главного фармацевта России заявила: «Пенсионеры — отработанный материал, пусть мрут, их не жалко. Если не давление с сердцем, так что-то еще их убьёт. Нет смысла тратить деньги на стариков!». О каком согласии может идти речь, если председатель Комитета Совета Федерации РФ А. Клишас заявил: «Нам нужно любыми способами удержать власть для этого мы примем любые законы и загоним быдло в стойло». И еще: «-Андрей почему вы принимаете антинародные законы? –А где ты видел народ! Они за бутылку водки сдадут своих детей на скотобойню» («ПГ». №4., от 23.01. 2021г.Таких оскорблений в адрес народа — победителя, особенно пенсионеров и инвалидов множество.
. В отличие от фашистов оккупация в условиях информационно – финансовой агрессии проявляется не в наличии на территории страны вооруженных сил противника, а в осуществлении управления страной в соответствии с намеченными планами, путем манипуляции и обмана. Это усматривается в нынешнем российском руководстве особенно в ходе коронабесия, проведения выборов, разовых подачек нищенствующему народу, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и вольготной жизни чиновников и алигархата. Прикрываясь коронавирусом патриотическая работа сведена к нулю, особенно в столице. Собянин и его команда наносят невосполнимый урон в патриотическом и морально – психологическом вопросе. Эти оскорбления созвучны с теми, которые трактовали недруги русского народа ранее. Как отмечает В.Р. Мединский: «Отзвук этих представлений мы найдём в «Записных книжках» Сомерсета Моэма: В ее (России) прошлом нет ни рыцарства, ни возвышенной романтики, в характере нет определённости, а литература слишком бедна…Не случайно святая Русь так долго и покорно терпела татарское иго». Немец Г. Штаден в стрепне «Записки немца — опрычника» пишет: «Естественно, такой паталогически терпеливый и покорный народ и от своего правительства постоянно выносит черт знает что. Правительство в России недемократическое, наглое, откровенно пренебрегает собственным народом, его интересами и мнением. Оно может себе этого позволить, — народ всё слопает и не поморщится. Он очень терпелив и покорен. Русских солдат можно посылать в дальние походы почти без пищи и заставлять выполнять самые отвратительные и самые гиблые приказы. Русских можно заставлять жить в любых, самых нечеловеческих условиях. Народ все выполнит поскольку не привык даже думать о своих интересах, о своем личном и коллективном достоинстве. Перетерпит любые унижения, грубость начальства, неразумительность политики Кремля и Зимнего дворца, потери и тяготы бессмысленных войн, тяжелейшие налоги и физическое насилие. Это очень покорный народ, так уж он устроен. Там, где европеец дано бы взбунтовался, русский будет кротко терпеть, молится и плакать. Так было. Так есть и так будет». Видимо они рассчитывают и ныне на покорность русского (славянского) народа
После развала СССР русских унижают не только в дальнем но и ближнем зарубежье, в самой России — Туве, северокавказских республиках, Татарстане, Калмыкии, Якутии и ряд других национальных автономиях. Исследователями выявлена и прямая зависимость, подобной внутренней русофобии с резким возрастанием за последние 30 лет смертности русских в своей стране («СРУ», №157. 30.9. 2021г.). Наша страна многонациональна, люди исповедуют разные религии и взгляды, поэтому патриотическую работу следует вести постоянно и целенаправленно учитывая интересы людей разной национальности и вероисповедания. Особое место в воспитании дисциплинированных, преданных своим корням и земле, должно отводится родителям. Семейная среда и дух царящий в ней — важнейшая составляющая воспитания. Эта работа требует особого внимания, системного подхода, постоянства. Никакой коронавирус не должен влиять на работу с людьми и молодежью. Тем более, что это искусственно созданный психоз в России и ведущих стран мира в интересах банковского капитала. Это стало возможным после создания сети интернета и влияния на сознание людей путём применения различных комбинаций со стороны Запада, да и самой России.
«Патриотизм (от греческого patriotes – соотечественник, от patris-родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам». Как правило патриотизм выступает фактором консолидации, сплочения различных социальных, национальных, религиозных, и других групп соотечественников. Важнейшую сторону патриотизма составляет убеждение в необходимости всесторонней, в том числе военной защиты Отечества. Его практическим выражением выступает его морально – психологическая готовность населения к отражению возможной внешней агрессии, забота общества о Вооруженных силах страны. Военная служба рассматривалась законодательством СССР, а затем РФ как почётная обязанность и патриотический долг граждан. Наш народ проявил высокий патриотизм и чувство долга в годы борьбы с фашизмом и японским милитаризмом, в ходе социалистического строительства. Однако в годы горбачёвской перестройки, и ельцинско-путинского правления эти святые для каждого патриота качества во многом растеряны. Патриотизм несомненно нужен, важен, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого гражданина ответственным за жизнедеятельность страны. Без патриотизма нет чувства долга и ответственности за свою землю, народ, Родину. Быть патриотом, это значит горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие. По мнению народного артиста РСФСР, актёра, режиссёра, писателя С. Юрского: «Я убежден, что патриотизм должен быть абсолютно бескорыстным. А когда патриотизм является программой на определенный срок и достижение его планируется на этот срок, то это что-то далёкое от патриотизма понятие. Надо любить родину, народ и историю бескорыстно, а не потому что в этом есть некое продвижение, то ли по службе, то ли в общественном мнении, то ли по присоединении к тому, что сейчас выгодно. Бескорыстие патриотизма и есть доказательство душевности этого качества. («Славянский базар». 12.7. 14г.). Он же говорил: «Любовь к Родине, как и всякая любовь сложнейшее и естественное чувство. Что будет, если мать или отец будут очень много заниматься тем, чтобы воспитывать любовь к себе детей?». И еще: «Это не оппозиция – это моя позиция».
А. Макаренко — один из величайших воспитателей не только СССР, но и мира (ЮНЕСКО назвала его и М. Монтессори педагогами, которые заложили основы современного представления о воспитании), считал,- вырастить счастливого человека без любви невозможно. Что ожидаем в результате патриотического воспитания? Это прежде всего, научить подрастающее поколение любить свою страну, свой народ; сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам; на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, моральном, культурном, физическом отношении. Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу. Опираясь на официальные документы, заметим, — патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви к родному краю, родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.
Макаренко считал, что собственное поведение — самое главное в воспитании; воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего; каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребёнке; вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружён ваш ребенок; воспитательная работа есть прежде всего работа организатора; не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь; не платите и не наказывайте за результаты труда; научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства; никогда не приносите себя в жертву ребёнку; научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко писал: «Любовь — это самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей и создает величайшие человеческие ценности». К сожалению, в нынешнем грабительско – бандитском обществе эти ценности утеряны. Всё измеряется рублём и наживой. В раннем возрасте полюбить свой родной край легче, чем во взрослом. Во -многом, корень зла заключается в том, что сами молодые люди – родители как правило мало получили в наследство и ничему не научились в школе. Их детство прошло в хаосе, который учинили нам сначала перестройщики – перестрельщики, а в последующем ельцинисты. Это во многом потерянные годы и возможности, которые будут сказываться на многих поколениях россиян. Морально — нравственный упадок, безработица, пьянство, наркомания. проституция, нищета, голод затронули многих россиян. Как победить пороки и бедность в богатой стране? Это практически невозможно пока у власти те, кто планирует эти пороки и бедность.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъёмом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, армии, флота, других силовых структур, ветеранских, молодежных, общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Однако министерство обороны и министерство образования и их структуры зачастую уклоняются от этой важной, государственной задачи.
В Указе Президента РФ 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» сказано, о необходимости больше внимания уделять оказанию поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, в том числе права на сохранение общероссийской культурной идентичности, обеспечение защиты их интересов, укрепление братских связей между русским, белорусским и украинским народами, противодействие попыткам фальсификации истории, защиты исторической правды, сохранение исторической памяти. Патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом, педагогами в подрастающем поколении. Постсоветская Россия сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз, это осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколений. В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы. За прошедшие годы многие молодые люди перестали творчески работать над собой, читать книги, журналы, газеты, учиться, содержательно мыслить, анализировать, прогнозировать, принимать правильные самостоятельные решения. Идет деградация населения – молодёжи -амбиций много, а дела нет.
Обстановка в мире напоминает предвоенную, НАТО у границ России, бывшие друзья ушли к врагам. Ветераны, труженики тыла, Дети войны стремительно уходят. Им на смену приходит молодежь, зачастую дезориентирована, запутана, извращена СМИ, ложной пропагандой. Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Среди основных проблем патриотического воспитания: а). Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей. б). Слабые познания в области культуры, истории. в).Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике. г). Нравственные проблемы общества. Постсоветское российское общество поглотил не только кризис экономический, духовно-нравственный но и многие другие проблемы. Следствием этого явилось разрушение ценностных устоев. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство. поколения одна из важных проблем. Для преодоления негативных тенденций, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей и педагогов. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма, этому должны их научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными примерами и поступками. Советский педагог В. Сухомлинский всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании, оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики, писал о том, как как учить и воспитывать детей. Его 8 принципов воспитания: 1. Научить жить. 2. Быть настоящим отцом. 3. Быть талантливым родителем. 4. Быть мудрым учителем. 5. Воспитывать без наказаний. 6. Развивать любознательность. 7. Уметь делать домашние задания быстро. 8. Лайфхаки для студентов (лайфхак от англ. life hacking — «хитрости жизни», «народная мудрость», «полезный совет»).1. Научитесь слушать лекции. 2. Избегайте авралов с круглосуточным сидением над конспектами. 3. Ежедневно читайте и штудируйте четыре-шесть страниц научной литературы.4. Вставайте рано и полтора часа посвящайте учебным предметам или любой другой развивающей деятельности. 5.Умейте расставлять приоритеты. Учите сложные предметы в первую очередь. 6.Ищите собственные стимулы к учёбе.7. Избирательно подходите к книгам. 8.Умейте говорить «Нет». 9. Не тратьте время на пустяки и болтовню. 10. Не откладывайте на завтра. 11. Никогда не прекращайте умственного труда. Сухомлинский считал, обязательно делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет через неделю.
Много говорится о патриотизме в постсоветской России, фактически изолирован доступ к молодёжи. Проблемно посетить воинские части, кадетские корпуса, школы, вузы. Не во всех школах есть музеи (уголки), а отдельные созданы для показа и отчёта. Во многих школах и вузах работа ведётся спустя рукава. Многие руководители школ не рады ветеранам, работают казенно, дети это видят и понимают. Абсурдно слышать, что школьникам запрещено ухаживать за памятниками даже на своей территории. Патриоты работают бесплатно, так должно быть повсеместно. Руководители не зависимо от форм собственности школы, вуза, фирмы, организации, должны отвечать за патриотическую работу в коллективе. Есть много нормативных документов: ФЗ «О воинской обязанности и воинской служб», 1998г. с дополнениями и изменениями; Закон «О ветеранах» 1994г.; Законы о Государственном Гимн, Герб и Флаг; Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» 1996г. №54-ФЗ; законы «Об обороне» «Об образовании»; закон РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» 1993г. №4291-1; Закон «Об увековечивании победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг.» 1995г.; закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г. № 273; Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; закон города Москвы «О молодежи», приказ МО РФ 719 от 4.Х. 2014г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с ВО МО РФ» и другие. Они определяют теоретические вопросы по воспитанию однако — теория без практики мертва. При нынешнем режиме и политике решать вопросы патриотического воспитания молодёжи проблематично.
Член Президиума ЦС РУСО, писатель, журналист В.А. Попович
Член РУСО, писатель журналист Н.А. Марцелев
4.Х. 2021г.